11 мая 19-летний Ильназ Галявиев устроил шутинг в казанской школе №175, в результате чего погибли 9 человек, а 32 – пострадали. Это далеко не первый случай, когда подросток или взрослый берет в руки оружие и выплескивает свои болезненные эмоции таким радикальным способом. Вопрос в том, что общество и каждый из нас в отдельности может сделать для того, чтобы в будущем таких трагедий можно было избежать. Одно из решений – с самого детства учиться вовремя замечать страдания окружающих и правильно оказывать поддержку друг другу.
Из чего складывается психологический портрет стрелка?
Как правило те, кто берут в руки оружие и идут убивать, – это подростки или те, кто закончил школу несколько лет назад. Чаще всего те, кто устраивает шутинг, страдают какими-то психиатрическими расстройствами, например, расстройством поведения – это заболевание, которое проявляется в детском и подростковом возрасте. Те, кто совершает подобные преступления в 18 лет и в более старшем возрасте, часто страдают расстройством личности или психопатией.
Он день за днем, час за часом, в течение нескольких недель, а может и месяцев, убеждает себя, что в его душевной боли виноваты очень конкретные люди, например, одноклассник или учительница математики.
То, что подталкивает человека с одним из таких диагнозов прийти в школу и начать убивать – это, как правило, очень сильная, иррациональная, неадекватная обида на социум в целом и на школу, учеников и учителей, в частности. Подросток может пойти на такое из-за буллинга, из-за того, что почувствовал себя изгоем. Поскольку у такого человека чаще всего есть сильные антисоциальные наклонности, то он не проговаривает свои обиды и негативные чувства окружающим, и в какой-то момент решает разобраться с проблемами при помощи радикальных средств. Он воспринимает эти жизненные обстоятельства через призму психического расстройства.
Что такое когнитивные искажения?
У такого человека возникает так называемое «туннельное мышление». Постепенно мировоззрение сужается, горизонт зрения превращается в точку зрения. Этот процесс длится до момента, когда человек берет в руки оружие и идет убивать. Он день за днем, час за часом, в течение нескольких недель, а может и месяцев, убеждает себя, что в его душевной боли виноваты очень конкретные люди, например, одноклассник или учительница математики.
Он постоянно подпитывает эти убеждения негативными мыслями и в итоге у него появляются когнитивные искажения – мысли-сорняки, которые зацикливаются, и от них невозможно избавиться. Он целенаправленно ищет и находит подтверждения своему мировоззрению. Его убеждения перерастают в действия в тот момент, когда становится уже невыносимо, когда он больше не способен это терпеть.
Почему в таких трагедиях принято обвинять общество?
Внешние факторы являются триггерами того, что заложено внутри. Да, социум конечно же виноват: не заметили, не поддержали, не обратили внимание. Но и внутренние проблемы ребенка никто не отменял, например, негативную семейную ситуацию или отсутствие друзей. В Израиле около 10 лет назад провели реформу по предотвращению суицидального поведения в школах. Подобные реформы произошли в Америке, Англии и других странах. Благодаря этим реформам школьные психологи проводят в школах специальные занятия и учат вовремя замечать страдания учеников и не поддаваться социальному прессингу. Например, если весь класс занимается буллингом какого-то ученика, важно не участвовать в травле и стараться ее остановить.
Подростки, которые берут в руки оружие и приходят расстреливать своих одноклассников и учителей, – это не те ученики, которые хулиганят на уроках, подкладывают кнопки на стулья или задирают сверстников.
Также психологи и психотерапевты учат, как довести информацию о таких ситуациях до классного руководителя, до школы, до педагогического совета и так далее. Они учат детей, как следует друг к другу присматриваться и в случае чего оказывать поддержку. Такая методика помогает предотвращать ситуации, которые могут заставить психологически подавленного человека дойти до критического состояния.
Первая помощь при приступах тревоги
Подростки, которые берут в руки оружие и приходят расстреливать своих одноклассников и учителей, – это не те ученики, которые хулиганят на уроках, подкладывают кнопки на стулья или задирают сверстников. Они не изливают свой негатив таким безобидным образом. Именно поэтому опасные изменения в их поведении заметить несложно – они закрываются, начинают пропускать уроки и классные мероприятия и перестают общаться с людьми. Очень важно учить детей и взрослых замечать такие изменения в поведении окружающих и вовремя предпринимать все необходимые меры до наступления момента, когда ситуация выйдет из-под контроля.