Люди придумали термин “мотивация”, чтобы объяснять, что нами движет, когда мы беремся за какое-то дело. То, насколько мы замотивированны, напрямую зависит от того, что происходило в нашем детстве, и насколько взрослые принимали участие в нашем воспитании. С этим же связано и то, как мы реагируем на отсутствие мотивации и выгорание. Ведь если мы привыкли думать, что жизнь полна интересных вещей, нам будет гораздо проще находить для себя что-то новое и переключаться с дел, которыми больше не хочется заниматься. Или же продолжить заниматься чем-то нужным, но ужасно скучным.
Как формируется мотивация у ребенка?
В полтора года ребенок начинает ходить и активно изучать окружающий мир. Дома он может доползти до соседней комнаты, заглянуть за угол и испугаться темноты и неизвестности. Ребенок остановится, посмотрит на маму, приободрится и продолжит ползти, и в итоге заползает в темную комнату. Так формируется мотивация к исследованию или инстинкт исследователя, который в дальнейшем двигает человека к изучению окружающего мира.
Если следовать теории Выготского, когда взрослые не участвуют в воспитании детей, не прививают им определенные морально-нравственные ценности, самостоятельно дети эти ценности и не разовьют.
Когда ребенок растет, он проходит через этапы интериоризации – внешние факторы постепенно переходят во внутренний мир. Сначала у него есть внешняя мотивация в виде взрослого, который запрещает и разрешает делать одно и не делать другое. Это некий внешний полицейский, который помогает ребенку выстроить внешние границы того, как правильно себя вести во внешнем мире. Потом этот внешний полицейский превращается во внутреннего, и в спорных и неопределенных ситуациях ребенок вспоминает маму, которая говорит: “ай-яй-яй”. Затем этот внутренний полицейский превращается в совесть и более общие нравственные ценности, они внутренне направляют человека, иногда совершенно неосознанно. С этого момента человек принимает те или иные решения не потому, что мама расстроится, а потому что так ему говорит его внутреннее чутье, его личные морально-нравственные ценности. Таким образом человек взращивает в себе ценностные ориентиры и формирует мотивацию к определенным действиям.

Что такое когнитивные искажения?
Почему мотивация может не развиться?
По теории всемирно известного психолога Льва Выготского, ребенок развивается, сотрудничая со взрослым, посредством игры. Соответственно, многие качества человека, которые прививаются ребенку, могут проявляться и развиваться именно под влиянием родителей, а впоследствии учителей. Если следовать теории Выготского, когда взрослые не участвуют в воспитании детей, не прививают им определенные морально-нравственные ценности, самостоятельно дети эти ценности и не разовьют. Причем активно участвовать в воспитании должны именно родители или другие родные люди – недостаточно просто отправить ребенка в школу, там ему привьют определенные знания, но ценностные ориентиры должна вкладывать именно семья. Д многих родителей это становится проблемой. Они отдают ребенка в школу, рассчитывая, что там он станет целеустремленным человеком, а сами вынуждены заботиться об экономическом состоянии семьи, – на воспитание детей у них просто не остается времени.
Пустота в душе из-за отсутствия мотивации может возникать потому, что в детстве родители сужали интересы ребенка или вовсе их не развивали.
Самое главное, что взрослый может дать ребенку для развития у него мотивации в будущем – это личный пример. Если родители регулярно читают книги, ребенок это видит и тоже начинает тянуться к чтению. Когда ребенок получает от взрослого пример определенного поведения, он воспринимает такое поведение как правильное и копирует его. Многие родители считают, что если они будут сидеть с ребенком с раннего возраста и заставлять его читать, то в 2 года он будет знать теорию относительности Эйнштейна. Но по сути это дрессировка, результаты которой в последствии сотрутся из восприятия ребенка. Для того чтобы ребенок знал теорию относительности Эйнштейна, он должен видеть, как эта тема интересна его родителям.
Почему человек может потерять мотивацию?
Тот, кому с детства прививали исследовательский интерес и показывали, каким разным и интересным может быть мир, обычно не имеет проблем с потерей мотивации во взрослом возрасте. Потеря мотивации может произойти с таким человеком из-за каких-то внешних факторов, но как правило, он легко справляется с подобными ситуациями. Например, человек всю жизнь хочет быть космонавтом, а потом выясняется, что космонавтика – это не самая актуальная сфера, в нее почти невозможно попасть, и вообще хочется другим способом зарабатывать деньги. В этот момент у человека происходит когнитивный диссонанс, внутренний конфликт. Но если человек вырос в семье, где ему показали, что жизнь может быть разнообразной и интересной в своем разнообразии, он выйдет из этого когнитивного диссонанса и начнет интересоваться чем-то другим, например, юриспруденцией.

Первая помощь при приступах тревоги
Если же человеку все детство родители говорили, что стать можно только космонавтом, а все остальные профессии неважные и неинтересные, такой человек, конечно, столкнется с кризисом. Пустота в душе из-за отсутствия мотивации может возникать потому, что в детстве родители сужали интересы ребенка или вовсе их не развивали. Одна из главных задач в воспитании – это расширение границ интересов. Тогда человек с меньшей вероятностью столкнется с этой пустотой в будущем.
Кризис может пройти сам по себе, но может и затянуться на длительное время. Если у человека не получается выйти из когнитивного диссонанса, всему виной может быть какое-то психическое расстройство, например, депрессия. Отсутствие мотивации – это совершенно нормальное состояние, если оно длится непродолжительное время. Если же человек чувствует выгорание и нежелание что-то делать дольше трех месяцев, очень важно не затягивать и обратиться к психотерапевту.