Статьи и видеолекции

Как привить ребенку мотивацию и интерес к жизни?


Люди придумали термин “мотивация”, чтобы объяснять, что нами движет, когда мы беремся за какое-то дело. То, насколько мы замотивированны, напрямую зависит от того, что происходило в нашем детстве, и насколько взрослые принимали участие в нашем воспитании. С этим же связано и то, как мы реагируем на отсутствие мотивации и выгорание. Ведь если мы привыкли думать, что жизнь полна интересных вещей, нам будет гораздо проще находить для себя что-то новое и переключаться с дел, которыми больше не хочется заниматься. Или же продолжить заниматься чем-то нужным, но ужасно скучным.


“Как привить ребенку мотивацию и интерес к жизни?



Как формируется мотивация у ребенка?


В полтора года ребенок начинает ходить и активно изучать окружающий мир. Дома он может доползти до соседней комнаты, заглянуть за угол и испугаться темноты и неизвестности. Ребенок остановится, посмотрит на маму, приободрится и продолжит ползти, и в итоге заползает в темную комнату. Так формируется мотивация к исследованию или инстинкт исследователя, который в дальнейшем двигает человека к изучению окружающего мира.

Если следовать теории Выготского, когда взрослые не участвуют в воспитании детей, не прививают им определенные морально-нравственные ценности, самостоятельно дети эти ценности и не разовьют.

Когда ребенок растет, он проходит через этапы интериоризации – внешние факторы постепенно переходят во внутренний мир. Сначала у него есть внешняя мотивация в виде взрослого, который запрещает и разрешает делать одно и не делать другое. Это некий внешний полицейский, который помогает ребенку выстроить внешние границы того, как правильно себя вести во внешнем мире. Потом этот внешний полицейский превращается во внутреннего, и в спорных и неопределенных ситуациях ребенок вспоминает маму, которая говорит: “ай-яй-яй”. Затем этот внутренний полицейский превращается в совесть и более общие нравственные ценности, они внутренне направляют человека, иногда совершенно неосознанно. С этого момента человек принимает те или иные решения не потому, что мама расстроится, а потому что так ему говорит его внутреннее чутье, его личные морально-нравственные ценности. Таким образом человек взращивает в себе ценностные ориентиры и формирует мотивацию к определенным действиям.



Почему мотивация может не развиться?


По теории всемирно известного психолога Льва Выготского, ребенок развивается, сотрудничая со взрослым, посредством игры. Соответственно, многие качества человека, которые прививаются ребенку, могут проявляться и развиваться именно под влиянием родителей, а впоследствии учителей. Если следовать теории Выготского, когда взрослые не участвуют в воспитании детей, не прививают им определенные морально-нравственные ценности, самостоятельно дети эти ценности и не разовьют. Причем активно участвовать в воспитании должны именно родители или другие родные люди – недостаточно просто отправить ребенка в школу, там ему привьют определенные знания, но ценностные ориентиры должна вкладывать именно семья. Д многих родителей это становится проблемой. Они отдают ребенка в школу, рассчитывая, что там он станет целеустремленным человеком, а сами вынуждены заботиться об экономическом состоянии семьи, – на воспитание детей у них просто не остается времени.

Пустота в душе из-за отсутствия мотивации может возникать потому, что в детстве родители сужали интересы ребенка или вовсе их не развивали.

Самое главное, что взрослый может дать ребенку для развития у него мотивации в будущем – это личный пример. Если родители регулярно читают книги, ребенок это видит и тоже начинает тянуться к чтению. Когда ребенок получает от взрослого пример определенного поведения, он воспринимает такое поведение как правильное и копирует его. Многие родители считают, что если они будут сидеть с ребенком с раннего возраста и заставлять его читать, то в 2 года он будет знать теорию относительности Эйнштейна. Но по сути это дрессировка, результаты которой в последствии сотрутся из восприятия ребенка. Для того чтобы ребенок знал теорию относительности Эйнштейна, он должен видеть, как эта тема интересна его родителям.



Почему человек может потерять мотивацию?


Тот, кому с детства прививали исследовательский интерес и показывали, каким разным и интересным может быть мир, обычно не имеет проблем с потерей мотивации во взрослом возрасте. Потеря мотивации может произойти с таким человеком из-за каких-то внешних факторов, но как правило, он легко справляется с подобными ситуациями. Например, человек всю жизнь хочет быть космонавтом, а потом выясняется, что космонавтика – это не самая актуальная сфера, в нее почти невозможно попасть, и вообще хочется другим способом зарабатывать деньги. В этот момент у человека происходит когнитивный диссонанс, внутренний конфликт. Но если человек вырос в семье, где ему показали, что жизнь может быть разнообразной и интересной в своем разнообразии, он выйдет из этого когнитивного диссонанса и начнет интересоваться чем-то другим, например, юриспруденцией.

Если же человеку все детство родители говорили, что стать можно только космонавтом, а все остальные профессии неважные и неинтересные, такой человек, конечно, столкнется с кризисом. Пустота в душе из-за отсутствия мотивации может возникать потому, что в детстве родители сужали интересы ребенка или вовсе их не развивали. Одна из главных задач в воспитании – это расширение границ интересов. Тогда человек с меньшей вероятностью столкнется с этой пустотой в будущем.

Кризис может пройти сам по себе, но может и затянуться на длительное время. Если у человека не получается выйти из когнитивного диссонанса, всему виной может быть какое-то психическое расстройство, например, депрессия. Отсутствие мотивации – это совершенно нормальное состояние, если оно длится непродолжительное время. Если же человек чувствует выгорание и нежелание что-то делать дольше трех месяцев, очень важно не затягивать и обратиться к психотерапевту.

Поделиться:

Похожие материалы

Если вы считаете, что вам или вашим близким нужна помощь в лечении, обратитесь в клинику "Мацпен" по электронной почте, телефону или с помощью формы обратной связи.

Свяжитесь с нами

Ваше имя

Для сохранения вашей конфиденциальности,
поле с именем не обязательно для заполнения

  • Телефон

    Телефон обязателен для заполнения!
  • Электронная почта



Расскажите о своем заболевании

  • Пол

  • Возраст

  • Страна проживания

Прикрепите файлы

    Ваше сообщение отправлено

    У меня есть
    вопрос!