Статьи и видеолекции

“Плакать необязательно”: как понять, что психотерапия работает


Иногда ходишь к психотерапевту и не понимаешь, есть ли прогресс. Особенно, если психотерапия длится годами и не приносит каких-то ощутимых результатов. Да, есть шанс, что вы нарвались на шарлатана, который тянет из вас деньги, и просто растягивает процесс лечения до бесконечности. Но чтобы понять, реально ли терапия эффективна, есть очень конкретные инструменты и методики. Как понять, что психотерапия работает? Как понять, что она не работает? И что делать психотерапевту, если он обнаруживает, что его методика неэффективна? Давайте разбираться.


““Плакать необязательно”: как понять, что психотерапия работает



Что нужно для того, чтобы психотерапия работала?


Первое важное условие успешной психотерапии – специалист должен быть максимально честен со своим пациентом. Он не должен принимать его ради заработка и должен профессионально себя вести в том случае, если не обладает достаточными навыками и инструментами для лечения пациента. В этой ситуации следует честно сказать, что он в этой области не обладает нужной квалификацией и предложить пациенту обратиться к кому-то другому, ну или посоветовать своего коллегу.

Пациенты должны знать, что универсального способа лечения нет.

Есть психотерапевты, которые утверждают, что их способ лечения универсален, он помогает всем и от всего. Возможно, что такой специалист искренне в это верит по незнанию или непониманию, но такого просто не бывает. Пациенты должны знать, что универсального способа лечения нет. Бывает, что одна и та же методика подходит для решения нескольких проблем. Например, когнитивно-поведенческая психотерапия обычно применяется при лечении депрессии, тревожных расстройств, связанных с фобиями, а также при обсессивно-компульсивном расстройстве, шизофрении, биполярном расстройстве и ПТСР. Но это вовсе не значит, что эта методика эффективна во всех случаях.

Второе важное условие – пациент должен участвовать в психотерапии. Очень многие приходят к терапевту в поисках волшебной палочки, быстрого решения проблемы за один сеанс, надеясь, что им не придется вкладываться в долгий процесс. Они уверены, что психотерапия – это только работа специалиста, но это далеко не так. Задача психотерапевта – четко объяснить пациенту, что он должен активно участвовать в терапии. Даже пассивный психоанализ, где, казалось бы, пациент просто лежит на кушетке, тоже требует работы пациента. Ожидается, что, выйдя из кабинета, пациент будет использовать инсайты, к которым он пришёл на терапию, в своей обычной жизни. То есть должен быть активный подход пациента к лечению и применения результатов этого лечения.



Как определить эффективность терапии?


Существует субъективная и объективная оценка психотерапии. Субъективная оценка – это когда пациент чувствует, что его ситуация улучшается, а проблема, с которой он пришел на терапию, постепенно решается. Объективная оценка – это изменение симптомов у пациента и улучшение его функционирования в жизни. Например, если пациент страдает синдромом хронической усталости, то в результате лечения он должен перестать чувствовать себя уставшим и, например, чувствовать себя отдохнувшим после отпуска. О нормальном функционировании в жизни свидетельствует баланс между работой, семьей, друзьями и удовольствиями.

Очень часто пациент и специалист по-разному воспринимают друг друга и результаты лечения.

В психотерапии есть специальные опросники, которые предназначены и для измерения субъективного и объективного ощущения. Допустим, в когнитивно-поведенческой терапии есть опросник Бека, который некоторые специалисты используют в начале и в конце почти каждой встречи. Есть опросники, которые пациент проходит только в начале, в середине или в конце лечения. Например, шкала SUD - Subjective Units of Distress.

В 1974 году Ирвин Ялом написал книгу “Психотерапевтические истории. Хроники исцеления”. В ней он описал интересный эксперимент, который провел вместе с одной из пациенток. Он предложил ей после каждой встречи записывать свои впечатления о процессе лечения и о том, как она воспринимает психотерапию. При этом и сам Ирвин записывал свои впечатления от каждого приема. В конце лечения они обменялись своими записями и были шокированы тем, насколько их восприятие терапевтического процесса не совпадало. Это яркий пример объективного и субъективного восприятия терапии. Очень часто пациент и специалист по-разному воспринимают друг друга и результаты лечения.



Почему слезы на терапии – это не критерий ее эффективности?


Если пациент на психотерапии ни разу не заплакал, это не значит, что терапия не работает. Во-первых, все по-разному проявляют свои болезненные эмоции, и плач – это лишь один из способов. Во-вторых, есть проблемы, при решении которых, вообще необязательно проявлять какие-либо эмоции. Например, если лечить ночной энурез при помощи поведенческой психотерапии, слезы в решении этой проблемы не помогут.

В каждой методике есть определенный срок проверки ее эффективности.

И даже если мы говорим о каких-то психологических проблемах, вроде поиска смысла жизни или непонимания, чем заниматься дальше, для решения таких вопросов есть очень четкие протоколы, по которым работает психотерапевт, и тут вовсе необязательна сильная эмоциональная реакция пациента. Здесь будет важно разобраться с когнитивными искажениями и мыслями-сорняками. Но, например, на эмоционально-сфокусированной терапии слезы пациента могут очень сильно помочь продвинуться в лечении. Все зависит от конкретной методики, которую использует психотерапевт, и от проблемы, с которой пришел пациент.



Что делать, если психотерапия не работает?


Главное для психотерапевта – быть честным с самим собой. В каждой методике есть определенный срок проверки ее эффективности. Например, в когнитивной психотерапии – это полтора месяца. Именно столько времени нужно, чтобы понять, есть улучшения в состоянии пациента или нет. Если нет, психотерапевт пересматривает методику, вносит в нее коррективы, либо предлагает пациенту закончить лечение и обратиться к другому специалисту.

Если спустя полтора месяца становится понятно, что процесс идет в нужном направлении, то по прошествии трех месяцев лечения необходимо достичь тех целей, которые были поставлены в начале. После этого, либо происходит постановка новых целей, либо завершение психотерапии. Опять же, все зависит от методики. В психоанализе проверка эффективности лечения может длиться не три месяца, а три года, в зависимости от целей, которые ставит психотерапевт и от теоретического подхода.

Поделиться:

Похожие материалы

Если вы считаете, что вам или вашим близким нужна помощь в лечении, обратитесь в клинику "Мацпен" по электронной почте, телефону или с помощью формы обратной связи.

Свяжитесь с нами

Ваше имя

Для сохранения вашей конфиденциальности,
поле с именем не обязательно для заполнения

  • Телефон

    Телефон обязателен для заполнения!
  • Электронная почта



Расскажите о своем заболевании

  • Пол

  • Возраст

  • Страна проживания

Прикрепите файлы

    Ваше сообщение отправлено

    У меня есть
    вопрос!