То, что чаще всего стандартная система образования в обычных школах ребенку с каким-либо видом психологического и неврологического расстройства не подходит – очевидный факт. Но как же тогда ему получить нужные знания по математике, литературе, биологии или географии?
Существуют вот такие варианты обучения особых детей:
Привлечение репетиторов, специализирующихся на обучении особых детей. То есть ребенок может продолжать ходить в обычную школу и обычный класс, но для разъяснения программы, которую там преподают, привлекается специалист (он приходит после уроков). Эту обязанность может выполнять родитель после получения инструкций от психотерапевта или невролога.
Плюс в том, что ребенок не изолируется от социума и получает те же знания, что и другие детки. Минус в возрастающей нагрузке (мальчику или девочке приходится делать «двойную работу» по сравнению со своими сверстниками). Кроме того, в классах не делается акцента на особенности ребенка. Часто учителя с одноклассниками не знают, как именно общаться с особым ребенком – это может выражаться в неправильном осуждении, конфликтах и обидах, что может только провоцировать обострение расстройства. Этот вид получения образования стоит выбирать только при отсутствии других вариантов.
Увы, в России пока очень мало действительно хороших спецшкол и стандарты для образования особых детей не развиты.
Спецшколы. Такая система хорошо развита на Западе, где спецшколы представляют собой небольшие центры с классами по 3-5 человек со схожими типами расстройств. Если ребенку не подходит даже такой небольшой коллектив, то учителя и тьюторы ведут уроки «один на один».
Увы, в России пока очень мало действительно хороших спецшкол и стандарты для образования особых детей не развиты. В Москве и Санкт-Петербурге можно найти частные школы для аутистов или детей-даунов. Но в регионах большинство организаций (особенно муниципальных) все-таки практикуют систему «советских спец. интернатов», в которых ребенка скорее изолируют от общества, чем обучают и стараются научить его справляться с симптомами расстройства.
Коррекционные классы общеобразовательных школ. Форма дифференциации образования, используемая еще с 70-ых годов прошлого века. Плюс в том, что все дети могут наравне участвовать во многих школьных мероприятиях, а также в том, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Минус в том, что разделение на классы осуществляется по успеваемости – в коррекционный класс попадают и здоровые дети-хулиганы, и детки с расстройствами, неуспеваемость которых объясняется неподходящей системой обучения. В результате опять-таки группу выбранных учеников скорее изолируют от других детей, чем начинают использовать какую-то индивидуальную программу обучения.
Мифы об аутизме
Обучение на дому – вариант обучения детей, при котором учителя общеобразовательного учреждения или специально нанятые репетиторы посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей ребенка. После завершения обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Плюс – ребенок огражден от трудностей и конфликтов. Минус – ребенок полностью оторван от социума. К тому же надо учитывать подготовленность учителя для общения с особыми детьми. Он должен понимать принципы общения и обучения ребенка с конкретным расстройством – только тогда обучение будет эффективным.
Дистанционное обучение – не во всех городах есть подготовленные преподаватели, поэтому сейчас начинают получать распространение образовательные услуги, предоставляемые детям (в том числе инвалидам) на расстоянии (через спутниковое телевидение, компьютерные программы, интернет). Через веб-камеру и чаты можно поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения, проводить контрольные, опросы.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные университеты по большинству специальностей. Минус в отсутствии контакта со сверстниками. Также отсутствует работа по коррекции поведения или обучению навыкам усвоения и применения полученной информации.
Если ребенок с расстройством подходит к возрасту, когда надо идти в школу, то родителям следует обратиться к специалисту.
Инклюзивное образование – этот тип обучения постепенно вводится во многие общеобразовательные школы. Особый ребенок учится в обычном классе, но педагоги заранее прошли курс переподготовки для одновременного обучения и здоровых детей, и ребят с отклонениями. Кстати, в таких классах, уделяется внимание и обучению обычных детей тому, как общаться со сверстниками, которые отличаются от них по своему здоровью; учат их быть терпимыми и соучастными.
Плюс – в полной вовлеченности детей в общественные процессы. А еще, так как классы делают в обычных школах, то они попадают под программу «бесплатного получения образования», доплачивать за них родителям не надо. Минус – инклюзивных классов пока еще слишком мало и стандарты работы в них пока еще не унифицированы и не приняты на государственном уровне.
Совет от специалиста клиники «Мацпен»: диапазон различий в развитии детей столь велик, что определение идеального для всех типа получения образования невозможно. Если ребенок с расстройством подходит к возрасту, когда надо идти в школу, то родителям следует обратиться к специалисту.
Психотерапевт, детский психолог или невролог подберет для малыша лучшую систему – возможно, в надо будет выбрать только домашнее обучение, а, возможно, ребенок готов к инклюзивным классам или обучению в обычной школе, но с дополнительными занятиями у репетитора. Самим, без доктора, это вопрос лучше не решать – можно выбрать неправильный вариант и тем самым ухудшить состояние ребенка и лишить его возможности получать нужные знания.