Статьи и видеолекции

“На перевоспитание!”: кто такие трудные подростки?


Большинство подростов, которых называют “трудными”, если разобраться, на самом деле, вовсе не трудные. Это дети, поведение которых не соответствует нормам, принятым в обществе, где они живут. Трудность их очень часто заключается в том, что они так и остаются один на один со своими проблемами, так как взрослые совсем не интересуются тем, как реально обстоят дела. Ведь гораздо проще назвать подростка “трудным”, не разбираясь, почему он так себя ведет.

Иногда, чтобы понять, что происходит с ребенком, достаточно просто с ним поговорить, по-доброму, доверительно, без наездов и угроз. И может оказаться, что у хулиганства или прогулов есть вполне объяснимые причины. Конечно, не каждый ребенок может изменить свое поведение после простого разговора. Бывает, что подростки нуждаются в психиатрической помощи: кому-то необходимо лечение СДВГ, а кому-то – помощь с вызывающим оппозиционным расстройством. В любом случае, прежде, чем на непослушного ребенка навешивать ярлык “трудного”, нужно разобраться, в чем причины его поведения и как мы, взрослые, можем такому ребенку помочь.


““На перевоспитание!”: кто такие трудные подростки?


Каких подростков принято называть трудными?



Трудный подросток – это не психиатрическое понятие, а скорее социальное. В каждой культуре трудные подростки определяются по-разному. Скажем, израильтянам могут казаться трудными американские подростки, они выглядят для них инфантильными детьми. А с точки зрения американцев, израильские подростки будут выглядеть трудными. Они им кажутся совершенно оторванными и не соблюдающими никакие правила.

К примеру, ребенок может не хотеть ходить в школу, потому что ему тяжело усидеть в классе или трудно воспринимать материал.

Трудный подросток в России – это ребенок, который не хочет ходить в школу, срывает уроки и не слушается учителей. В Израиле для ребенка совершенно нормально встать с места посреди урока и начать ходить по классу – никто ему ничего не скажет. Для российской школы – это нарушение правил и проявление слабости со стороны учителя. То есть существует огромный разрыв в восприятии трудных подростков в соответствии с разными обществами и культурами.

По сути трудный подросток – это тот, кто не соответствует принятым нормам поведения. Но действительно трудным он становится, если выходит за рамки общепринятого поведения, а общество не интересуется, почему он за них вышел. У плохого поведения подростка всегда есть причины. К примеру, ребенок может не хотеть ходить в школу, потому что ему тяжело усидеть в классе или трудно воспринимать материал. Или потому что над ним все смеются, включая учителей. Или он ребенок иммигрантов из страны, где было принято учиться совсем по-другому, и в новой среде ему плохо и некомфортно.


Как домашняя обстановка влияет на поведение ребенка?



Неблагоприятная обстановка дома и невнимание родителей– это очень частая причина плохого поведения подростков. У кого-то родители постоянно ругаются, кто-то подвержен психологическому и даже физическому насилию, а у кого-то мама все время занята домашними заботами и больше ничем не интересуется.

Если ребенок бьет и унижает других, или, например, ворует, в этих случаях лучше всего привести его на психиатрическую диагностику.

Все это может привести к тому, что подросток начнет присваивать поведение родителей и переносить его в другие сферы жизни: в школу, во двор, во взаимодействие со взрослыми. Когда к психологу проводят подростка с нарушениями в поведении, первый вопрос, который специалист ему задает: “Что происходит у тебя дома?” Начиная с этого, происходит диагностика, проверка когнитивных функций и, если необходимо, ставится психиатрический диагноз.


Как помочь трудному подростку?



Если родители видят, что ребенок начинает вести себя не так, как раньше, или его поведение не соответствует общепринятым нормам, его нужно срочно показать психологу. Чем быстрее это сделать, тем лучше, так как со многими причинами плохого поведения эффективнее всего работать именно на ранних этапах. Но для начала с подростком нужно просто поговорить и попытаться выяснить, почему он так себя ведет, что является триггером. Возможно, проблему можно решить и без вмешательства врачей. Например, если ребенок не хочет идти в школу из-за учителя или одноклассников, можно просто поговорить с учителем или перевести ребенка в другой класс или школу.

Все зависит от степени нарушений поведения подростка. Прогулы – это одно, а хулиганство – совсем другое. Если ребенок бьет и унижает других, или, например, ворует, в этих случаях лучше всего привести его на психиатрическую диагностику. Обычно дети с такими проблемами страдают расстройством поведения, вызывающим оппозиционным расстройством, СДВГ, или пограничным расстройством личности. В странах, где хорошо развита детская психиатрия и доступны специальные центры помощи таким подросткам, социальные работники, психотерапевты и психологи разбирают с детьми волнующие проблемы и помогают скорректировать их поведение.

Поделиться:

Похожие материалы

Если вы считаете, что вам или вашим близким нужна помощь в лечении, обратитесь в клинику "Мацпен" по электронной почте, телефону или с помощью формы обратной связи.

Свяжитесь с нами

Ваше имя

Для сохранения вашей конфиденциальности,
поле с именем не обязательно для заполнения

  • Телефон

    Телефон обязателен для заполнения!
  • Электронная почта



Расскажите о своем заболевании

  • Пол

  • Возраст

  • Страна проживания

Прикрепите файлы

    Ваше сообщение отправлено

    У меня есть
    вопрос!