Статьи и видеолекции

Что такое выученная беспомощность?


Выученная беспомощность – это состояние, в котором человек не пытается повлиять на ситуацию в своей жизни, даже когда может это сделать. Этот механизм запускается, когда человек находится в обстоятельствах, в которых он не может проконтролировать происходящее. Особенно если это негативные, причиняющие страдания и боль, события, и они происходят непредсказуемо. Механизм выученной беспомощности может способствовать развитию депрессии.

Что такое выученная беспомощность

В основе механизма выученной беспомощности лежит процесс негативного научения из-за отсутствия адекватной и адаптивной реакции. Чаще всего этот механизм запускается еще в младенчестве, когда ребенок не получает от взрослых необходимой обратной связи: регулярных объятий, подбадривающих взглядов и улыбок. Часто выученная беспомощность возникает в ситуации, когда маленький ребенок плачет, а родители, следуя советам родственников или псевдоэкспертов, не подходят к нему, думая, что так он научится терпеть и будет меньше плакать в будущем.

Как запускается этот механизм? Ребенок начинает плакать, потому что он голоден, у него что-то болит или же ему одиноко. Он не получает ответа на свой запрос. У ребенка атрофируется условный рефлекс, и в ответ на игнорирование своего плача он начинает плакать еще сильнее. В какой-то момент он устает и понимает, что сколько бы он не плакал, к нему никто не подойдет. Тогда у ребенка вырабатывается негативное научение в виде психологической фрустрации, а затем и выученная беспомощность. Даже если родители подходят к ребенку сразу после того, как он перестал плакать, ему не становится лучше. К этому времени у него уже запускается механизм выученной беспомощности. Ребенок думает, что для того, чтобы к нему подошли, ему нужно в течение долгого времени плакать. Затем он перестает плакать, но не успокаивается, а начинает испытывать беспомощность.

Очень часто выученная беспомощность бывает у детей, родители которых страдают психическими заболеваниями. Например, ребенок женщины, страдающей шизофренией, депрессией или аутизмом, после рождения ищет с ней зрительный контакт, а она не может поддерживать контакт из-за симптомов заболевания. В какой-то момент ребенок перестает его искать и впадает в состояние фрустрации, которое может развиться в депрессию уже в младенческом возрасте.

Выученная беспомощность может выявиться и у детей более старшего возраста. Например, у ребенка, страдающего заиканием, может не получаться без ошибок читать вслух, из-за чего над ним все смеются, а учитель настойчиво продолжает вызывать его к доске. В результате такие обстоятельства вызывают у ребенка закрепление неудачи. Создается ситуация неопределенности и все условия для выработки механизма выученной беспомощности. У ребенка появляются когнитивные ошибки, ему кажется, что он никогда не сможет нормально читать и всегда будет неудачником.

Во взрослом возрасте процесс переживания многократных неудач происходит точно так же при условии, что механизм выученной беспомощности был выработан в детстве. Некоторые люди могут адекватно и взвешенно реагировать на неудачи именно потому, что в детстве у них не выработался такой механизм. При этом во взрослом возрасте этот механизм не закрепляется.

У подростков и взрослых выученная беспомощность может быть одним из поведенческих механизмов психопатологий. Для того, чтобы развилось психическое заболевание, этого не достаточно, необходимо еще иметь генетическую предрасположенность к расстройству и определенные когнитивные ошибки. Однако механизм выученной беспомощности повышает риск развития таких заболеваний.

Для того, чтобы изменить механизм выученной беспомощности, нужна психотерапия, корректирующая психологическое состояние человека и его социальное поведение, например, когнитивно-поведенческая терапия. К сожалению, во взрослом возрасте изменить этот механизм довольно сложно. Во время когнитивно-поведенческой терапии специалист помогает пациенту изменить патологические поведенческие реакции. Например, когнитивным искажением может быть “я – неудачник”, а эмоциональной реакцией на это – грусть, печаль, тоска и избегание нового. Психотерапевт помогает изменить когнитивные искажения с помощью логических конструкций и умозаключений. Например, он убеждает пациента, что тот не неудачник и не все в его жизни приносит лишь негативные эмоции на конкретных позитивных примерах. Поведенческие шаблоны заменяются с помощью побуждения к адекватным, адаптивным и приносящим удовольствие действиям, чтобы пациент мог получить новый опыт и выработать новые поведенческие паттерны. Это не всегда работает, так как обычно старые паттерны устойчиво закреплены, особенно если они появились в младенчестве.


Похожие материалы

Если вы считаете, что вам или вашим близким нужна помощь в лечении, обратитесь в клинику "Мацпен" по электронной почте, телефону или с помощью формы обратной связи.

Свяжитесь с нами

Ваше имя

Для сохранения вашей конфиденциальности,
поле с именем не обязательно для заполнения

  • Телефон

    Телефон обязателен для заполнения!
  • Электронная почта



Расскажите о своем заболевании

  • Пол

  • Возраст

  • Страна проживания

Прикрепите файлы

    Ваше сообщение отправлено

    У меня есть
    вопрос!