Синдром Аспергера – это одно из расстройств аутистического спектра. Его симптомы проявляются в более легкой форме, чем симптомы аутизма. Причины синдрома Аспергера точно неизвестны, но предполагается, что как и в случае с аутизмом, они кроются в генетической предрасположенности и влиянии внешних факторов на пренатальное развитие человека. При обоих расстройствах отмечаются изменения в мозге, однако как именно они появляются и развиваются – до конца неизвестно. Коррекция симптомов данного расстройства происходит с помощью тех же методик, что и при лечении детского аутизма.
Основные симптомы расстройств аутистического спектра – это проблемы в социальном взаимодействии с окружающими, нежелание идти на контакт, отсутствие эмпатии и неадекватное восприятие общепринятых норм и понятий. Однако при синдроме Аспергера человек значительно лучше функционирует в обществе, чем при аутизме. Проблемы с речью и обучаемостью у такого человека выражены в меньшей степени. Люди с синдромом Аспергера могут неправильно реагировать на социальные взаимодействия и часто создавать впечатление бесчувственных. Они способны теоретически понимать эмоции других людей и научиться сопереживанию, но обычно им сложно реализовать свои знания на практике.
Ребенок с синдромом Аспергера может преуспеть в занятиях, которые требуют внимания к деталям, например, в математике, музыке или рисовании.
Часто больные синдромом Аспергера проявляют ограниченные интересы в очень конкретных областях, не видя и не понимая более широкий контекст. В значительной степени это свойственно и аутистам. Они также могут фокусироваться в основном на каких-то узких темах. Например, смотреть только определенную передачу по телевизору или играть только в одну игрушку. У этой особенности может быть и положительная сторона. Ребенок с синдромом Аспергера может преуспеть в занятиях, которые требуют внимания к деталям, например, в математике, музыке или рисовании.
Мифы об аутизме
Предполагается, что среди известных людей прошлого расстройствами аутистического спектра страдали музыкант Вольфганг Амадей Моцарт и физик Альберт Эйнштейн. Среди наших современников можно выделить защитницу окружающей среды Грету Тунберг, которая считает свой диагноз «синдром Аспергера» даром, определяющим ее видение мира «в очень черно-белом цвете». Еще один яркий пример человека с таким заболеванием – писатель, математик и специалист в области информатики Дэниел Таммет. Он поставил перед собой задачу объяснить здоровым людям, как устроен внутренний мир человека, страдающего расстройством аутистического спектра.
И в случае аутизма, и в случае синдрома Аспергера, лечение направлено на улучшение симптомов и функционирования в социуме.
Синдром Аспергера и аутизм обычно диагностируют у детей в возрасте 1,5-2 лет. Иногда видно сразу, что у ребенка есть некоторые проблемы в социализации, но в общем и целом он общается с окружающими адекватно. Однако с большей вероятностью синдром Аспергера можно выявить именно в динамике, через несколько лет лечения, предварительно диагностировав у ребенка аутизм. Постановка диагноза при аутизме и синдроме Аспергера обычно происходит после проведения встречи психиатра, детского психолога, эрготерапевта и логопеда с ребенком и его родителями.
Аутизм лечится исключительно с помощью поведенческой терапии. В случае синдрома Аспергера, начиная со старшего подросткового возраста, пациенту назначается лечение методом когнитивно-поведенческой терапии. И в случае аутизма, и в случае синдрома Аспергера, лечение направлено на улучшение симптомов и функционирования в социуме. Специалисты стараются обучить ребенка тем социальным навыкам, которые соответствуют его возрасту, и которые ему не удалось приобрести самостоятельно. Пациентам, страдающим заболеваниями аутистического спектра, часто прописывают медикаментозное лечение для снижения симптомов. Однако в случае синдрома Аспергера действующие лекарственные препараты менее очевидны, чем при аутизме.
Обычно с возрастом симптомы у детей с синдромом Аспергера уменьшаются, хотя трудности в социальном взаимодействии с другими могут сохраняться. Именно понимание того, как развивается заболевание и действует лечение, помогает определить, что ждет ребенка, больного расстройством аутистического спектра, в будущем, и во что могут развиться его симптомы.