Статьи и видеолекции

Страх терактов: как жить с ощущением неизвестности?


Люди, которые напрямую или косвенно сталкиваются с террористической угрозой, реагируют на нее по-разному, в зависимости от опыта, индивидуальных особенностей психики и предрасположенностей к психиатрическим расстройствам. Страх того, что в твоей стране, в твоем городе или на твоей улице может произойти теракт, сопровождается чувством неопределенности, которое может спровоцировать развитие ПТСР и других опасных заболеваний. Единственный способ справиться с тревогой неопределенности – это принять свое состояние как здоровую и естественную реакцию психики на угрозу терроризма и продолжить вести активную социальную жизнь.


Страх терактов: как жить с ощущением неизвестности?



СМИ как катализатор развития вторичного ПТСР


Страх человека не выходить на улицу, чтобы не стать жертвой теракта, подпитывают СМИ. Люди привыкли видеть фотографии и видео с мест террористических действий, и иногда даже наблюдать за самими терактами в прямом эфире, как это было 11 сентября 2001 года. Такое небрежное отношение средств массовой информации к психике своих зрителей развивает у людей вторичное посттравматическое стрессовое расстройство. Это расстройство обычно появляется у тех, кто становится свидетелем несчастных случаев, насильственных действий или катастроф. Вторичное ПТСР может проявляться в виде флэшбэков – ярких воспоминаний об увиденных событиях, а также в форме депрессии, чувства беспомощности и отчуждения. У людей с этим расстройством могут возникнуть и психосоматические нарушения, появиться усталость, расстройства сна и неконтролируемые эмоции. Это заболевание может длиться годами и даже десятилетиями.

Помимо тревожного расстройства и ПТСР, наличие террористической угрозы может стать фактором развития депрессии, а также социальных расстройств.

Вторичное посттравматическое стрессовое расстройство может развиться и у детей, при условии, что их родители остро реагируют на происходящие события. Если ребенок видит, что взрослые ведут себя спокойно и адекватно, даже находясь в месте террористических или боевых действий, сама ситуация может и вовсе не отразиться на их психике. Родители детей, у которых развивается ПТСР, обычно паникуют и ведут себя тревожно не только во время самого теракта, но и после него: запрещают детям выходить на улицу, не переставая, смотрят новости, и истерично их обсуждают.

Есть люди, которые вне зависимости от того, коснулся теракт их самих или нет, принимают подобные события крайне чувствительно, постоянно читают об этом в социальных сетях и порой испытывают панический страх перед выходом на улицу. В большинстве случаев такие люди обладают врожденной предрасположенностью к повышенной тревожности. Очень часто они сами и окружающие их люди об этом не подозревают, пока не произойдет какое-то травмирующее событие, особый триггер, который усилит проявление генетического фактора. Помимо тревожного расстройства и ПТСР, наличие террористической угрозы может стать фактором развития депрессии, а также социальных расстройств. Если до теракта человек страдал какой-то очень конкретной фобией, например, акрофобией или никтофобией, после случившегося симптомы заболевания могут серьезно усилиться, так как подобные события влияют на общую тревожность.



Социальная депривация при террористической угрозе


На самом деле, до конца неизвестно, какие последствия несут теракты для большинства людей, так как исследования в этой области начались совсем недавно. Однако можно предположить, какие факторы усиливают или нейтрализуют панику и страх людей перед повторными террористическими атаками. Одно из важнейших условий выхода из тревожного состояния после теракта – это возможность продолжать вести социальную жизнь. Поэтому повсеместное закрытие школ, магазинов и кафе в городах после террористических актов пагубно сказывается на психике людей и лишь усугубляет их страхи. Люди начинают все больше и больше обращаться за психиатрической помощью, так как социальная депривация становится триггером развития симптомов тревоги и психиатрических заболеваний.

Очень часто в таких ситуациях люди начинают избегать связей с внешним миром: перестают ходить в магазины и кафе и встречаться с друзьями. Сейчас достаточно просто запереться дома, заказывать доставку еды и лишь изредка отвечать на сообщения в мессенджерах, однако это не поможет справиться с тревогой, а лишь ее усилит. Люди, которые тревожатся от того, что в любой момент может произойти теракт, должны как можно меньше уходить в себя и как можно больше укреплять и создавать новые реальные социальные связи.



Психологическая и эмоциональная устойчивость


Человеку гораздо легче жить в состоянии бедности или в криминальном районе, чем выдержать ощущение внешней угрозы, от которой нет никакой защиты. На данный момент в мире не существует силовых или разведывательных структур, способных полностью защитить свою страну от нападений террористов. Чтобы оградить себя от бандитов и грабителей, человек может, например, стараться не ходить по темным переулкам или паркам. Гораздо труднее рассчитать все риски и понять, чего не надо делать, чтобы не стать жертвой террористов. Да, сейчас есть крайне эффективные методы мониторинга таких преступников, особенно в Израиле и США, однако и этого становится недостаточно для того, чтобы люди чувствовали себя защищенными.

В некоторых странах, например, в Израиле, людей с ранних лет массово обучают не поддаваться страху трактов и войны и адекватно реагировать на ситуации террористической угрозы.

К ощущениям постоянной террористической угрозы и неопределенности можно привыкнуть. Чем больше происходит терактов вокруг человека, тем менее остро он начинает на них реагировать, и тем меньше начинает бояться их повторения. Для снижения тревожности это неплохо, однако чувства эмпатии и сопереживания чужому горю сильно притупляются.

В некоторых странах, например, в Израиле, людей с ранних лет массово обучают не поддаваться страху трактов и войны и адекватно реагировать на ситуации террористической угрозы. Солдат учат оказывать друг другу психологическую помощь в бою, а школьников – правильно поддерживать себя и друг друга в сложных жизненных ситуациях. До некоторой степени человек может развить подобную психологическую устойчивость и самостоятельно. В первую очередь, важно помнить, что все внутренние ощущения и болезненные эмоции – это нормальная реакция на ненормальные условия. Если где-то в мире произошел теракт, а вы чувствуете себя некомфортно – это совершенно нормально, и не нужно себя за это корить. В такие моменты очень важно оставаться в социуме, продолжать выходить на улицу, за продуктами и встречаться с друзьями. В ситуации массового карантина можно воспользоваться видеосвязью и разговаривать с близкими по телефону, но гораздо лучше поддерживать именно личное общение. Если не закрываться от мира и продолжать вести привычный образ жизни, это поможет быстрее справиться со страхом и тревогой.

Поделиться:

Похожие материалы

Если вы считаете, что вам или вашим близким нужна помощь в лечении, обратитесь в клинику "Мацпен" по электронной почте, телефону или с помощью формы обратной связи.

Свяжитесь с нами

Ваше имя

Для сохранения вашей конфиденциальности,
поле с именем не обязательно для заполнения

  • Телефон

    Телефон обязателен для заполнения!
  • Электронная почта



Расскажите о своем заболевании

  • Пол

  • Возраст

  • Страна проживания

Прикрепите файлы

    Ваше сообщение отправлено

    У меня есть
    вопрос!