Статьи и видеолекции

Как ведут себя люди в условиях психологического давления: три интересных эксперимента


Все мы имеем внутренние убеждения и принципы, привитые нам с детства, и стараемся им следовать во всех ситуациях. Однако в определенных условиях человек может нарушать свои моральные устои ради сохранения собственного комфорта, а также под давлением авторитетов или общества. Ниже мы расскажем о нескольких крайне интересных и громких психологических экспериментах, которые перевернули взгляд на социальное поведение людей и их моральное мышление в условиях психологического давления.



Стэнфордский тюремный эксперимент


Этот эксперимент был проведен в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо в Стэнфордском университете. Целью исследования было выяснить, как навязанные поведенческие модели и ограничение личной свободы влияют на реакции человека. В эксперименте участвовали 24 студента-добровольца, которые играли роли заключенных и охранников и жили в условной тюрьме, сооруженной специально для этого в подвале университета.

Многие добровольно и без дополнительной оплаты соглашались участвовать в эксперименте сверхурочно, чтобы как можно больше времени находиться в роли охранников.

Участники, играющие охранников, были одеты соответствующе, у них были деревянные дубинки, форма военного образца, а также солнцезащитные очки, за которыми не было видно глаз. Заключенные же ходили в халатах и в шлепанцах, без нижнего белья. Такая одежда, по мнению организаторов эксперимента, способствовала потере чувства реальности у испытуемых-заключенных, их дезориентации, а главное, потере идентичности. Охранникам был дан инструктаж вести себя так, чтобы заключенные постоянно ощущали страх и тоску, испытывали болезненные эмоции и чувствовали, что их жизнь полностью контролируется тюремной системой. При этом, какими средствами будет достигнут такой результат, должны были выбрать сами охранники.

Как ведут себя люди в условиях психологического давления

Результаты исследования оказались крайне интересными. И заключенные, и охранники достаточно быстро вжились в свои роли, и спустя непродолжительное время эксперимент вышел из-под контроля. У многих охранников проявились садистские наклонности, они постоянно оскорбляли заключенных и делали условия их пребывания в тюрьме нечеловеческими. Многие добровольно и без дополнительной оплаты соглашались участвовать в эксперименте сверхурочно, чтобы как можно больше времени находиться в роли охранников. У заключенных, в свою очередь, началась спутанность сознания, многие регулярно плакали, а двоих участников даже пришлось вывести из эксперимента до окончания из-за начавшихся у них проблем с психическим здоровьем.

Эксперимент был завершен раньше положенного срока по этическим причинам – всего через 6 дней, а не через 2 недели, как планировалось. Исследование показало восприимчивость и покорность людей в условиях навязанной идеологии, оправдывающей их поступки, а также то, что внешняя ситуация влияют на поведение человека сильнее, чем внутренние устоявшиеся свойства личности и моральные ценности.



Эксперимент Аша


Результаты этого исследования были опубликованы в 1951 году. В рамках серии экспериментов, которые проводил американский психолог Соломон Аш, студентов просили принять участие в проверке зрения. На самом деле исследователи хотели проверить, как устроены реакции одного человека на ошибочное поведение большинства, и насколько человек вообще склонен к социальному конформизму.

Конформность в социуме является крайне важным качеством для выживания общества и преодоления социальной энтропии.

В каждом эксперименте все, кроме одного студента, были “подсадными утками”. В аудитории участникам показывали две карточки, одну за другой. На первой была изображена одна вертикальная линия, а на второй — три, одна из которых была такой же длины, что и линия на первой карточке. Задача испытуемого была простой: определить, какая из трех линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображенная на первой карточке. Студент, на которого был нацелен эксперимент, отвечал последним в группе, после того как высказались все подсадные испытуемые. Ему предлагалось просмотреть 18 пар карточек и, соответственно, ответить на 18 вопросов.

Как ведут себя люди в условиях психологического давления

На первые два вопроса все в группе давали одинаковые, правильные, ответы, а вот на третьем этапе подсадные участники начинали давать один и тот же неправильный ответ. Испытуемого это приводило в замешательство, и если он принимал решение все равно отвечать правильно, то чувствовал при этом сильнейший дискомфорт. В результате 75% испытуемых отвечали неправильно под влиянием большинства как минимум в одном из вопросов.

Эксперимент показал, что многие люди готовы жертвовать независимостью своего мнения ради согласия с большинством. Конформность в социуме является крайне важным качеством для выживания общества и преодоления социальной энтропии. Поэтому конформность воспитывается обществом с детства, и даже очень образованные и умные люди в ситуации давления социума достаточно легко называют черное белым, если, по их мнению, оно таковым не является.



Эксперимент Стэнли Милгрэма


Психолог Стэнли Милгрэм хотел выяснить, почему некоторые люди способны проявлять жестокость по отношению к другим. Психолог поставил эксперимент, который должен был проверить, где проходит та грань убеждений и принципов, которую человек не готов переступать, повинуясь указаниям вышестоящего авторитета. Участник исследования должен был выполнять роль помощника экспериментатора и следовать указаниям, противоречащим его моральным принципам. Исследуемый мог выполнять приказ экспериментатора, или отказаться это делать.

Организаторы эксперимента сконструировали генератор электрического тока со специальными рычагами и переключателями. Каждый рычаг имел обозначение электрического напряжения (от 30 до 450 вольт), а переключатели — надписи: «слабый электрический удар», «удар средней силы», «опасно: мощный удар». Испытуемыми эксперимента были 40 мужчин, которым платили за участие в исследовании. Они были самыми обычными людьми, не склонными к жестокости. Испытуемые знали, что получат оплату независимо от того, каким будет их поведение во время исследования. Также в эксперименте участвовали актеры. Один из них исполнял роль экспериментатора, был одет в халат и выглядел официально. Другой актер исполнял роль испытуемого, и, как и первый, находился в сговоре с экспериментатором.

Как ведут себя люди в условиях психологического давления

Участнику эксперимента сообщали «легенду», что он участвует в исследовании влияния наказания на процесс обучения. Потом ему и участнику-актеру предоставляли возможность жеребьевкой определить свою роль в исследовании (ученик или учитель). Настоящий исследуемый всегда становился учителем, а подсадной — учеником. Ученика в другой комнате пристегивали к стулу и подсоединяли к электродам, которые вели к генератору тока в соседней комнате. Все действия выполнялись на глазах настоящего испытуемого.

Руки «ученика» были привязаны таким образом, чтобы он мог достать до четырех кнопок с маркировками “a”,”b”,”e”,”d”, отвечая на вопросы учителя. Учитель зачитывал список слов и проверял, как их запомнил «ученик». Экспериментатор говорил учителю, что каждый раз после неправильного ответа ученика, он должен ударять его током, добавляя при каждом следующем неправильном ответе еще один уровень напряжения. На самом деле никаких «наказаний» никто не получал, но участники об этом не догадывались. Ответы подсадного ученика были спланированы заранее с чередованием правильных и неправильных.

Только 14 из 40 человек отказались выполнять приказы экспериментатора.

Когда неправильных ответов становилось все больше и напряжение нарастало, ученик начинал кричать, что ему плохо (на самом деле, фразы были записаны на пленку заранее), и жаловался на боль в сердце. Когда напряжение доходило до 300 вольт, ученик якобы начинал бить ногами в стену и требовал отпустить его, а затем переставал отвечать на вопросы. В этот момент экспериментатор объяснял учителю, что молчание нужно расценивать как неправильный ответ и увеличивать напряжение.

Большинство участников на определенном этапе начинали серьезно сомневаться, стоит ли им продолжать увеличивать напряжение, и спрашивали об этом у экспериментатора. Исследователь приказывал продолжать, оказывая на учителя более серьезное давление, чем раньше. В итоге следуя командам экспериментатора, все испытуемые повышали напряжение и дошли до отметки 300 вольт. Удивительным было то, что значительное количество исследуемых прошли всю шкалу до максимума в 450 вольт. Только 14 из 40 человек отказались выполнять приказы экспериментатора. Остальные же испытывали сильнейший стресс, переживали за человека, который получал удары током, проявляли негативные эмоции по отношению к экспериментатору, но все же подчинялись и повышали напряжение до уровня, опасного для жизни человека.

В целом исследование показало, что человеку свойственно подчиняться авторитетному мнению, даже если действия, к которым это приводит, вызывают сильный дискомфорт и внутренние конфликты. В ситуации подчинения человек готов действовать вопреки своим моральным принципам и подавлять в себе сочувствие по отношению к другим людям.


Похожие материалы

Если вы считаете, что вам или вашим близким нужна помощь в лечении, обратитесь в клинику "Мацпен" по электронной почте, телефону или с помощью формы обратной связи.

Свяжитесь с нами

Ваше имя

Для сохранения вашей конфиденциальности,
поле с именем не обязательно для заполнения

  • Телефон

    Телефон обязателен для заполнения!
  • Электронная почта



Расскажите о своем заболевании

  • Пол

  • Возраст

  • Страна проживания

Прикрепите файлы

    Ваше сообщение отправлено

    У меня есть
    вопрос!