Статьи и видеолекции

Как карантин повлиял на психику людей?


Пандемия коронавируса поставила нас всех в одинаковые условия. В течение долгого времени мы вынуждены были ограничивать себя в передвижении и личных контактах с другими людьми. На многих такая новая реальность сказалась негативно. Люди в карантине не только тревожились за свое экономическое будущее и за здоровье близких, но и испытывали постоянную потребность в смене окружения и личном общении.

 Карантин



Страх контакта с другими людьми


За время карантина под воздействием СМИ и общего информационного фона многие начали активно избегать прямого контакта с другими людьми. Такие люди чувствуют огромный дискомфорт, если им приходится стоять в толпе на остановках, в общественном транспорте и в очередях магазинов. Есть предположение, что люди, которые боятся такого рода контактов, психологически предрасположены к тревожности. Особенно, если она связана со страхом перед различными заболеваниями – с ипохондрией. Во время пандемии и карантина этот страх усилился. Некоторые очень остро реагировали на людей, которые не соблюдали правила социального дистанцирования и не носили маски. Порой на таких людей кричали и даже нападали на улицах средь бела дня.

Обратная сторона социальной активности и взаимодействия между людьми во время карантина – это тревожность, которая усилилась из-за отсутствия социальных связей.


Даже в странах, в которых число заболевших пошло на спад, есть люди, которые продолжают бояться и стараются лишний раз не контактировать с другими. Например, в Израиле уже давно разрешено выходить на улицу, посещать пляжи, рынки и магазины, но страх контакта с другими людьми у некоторых по-прежнему остается. Есть предположение, что если провести статистический анализ среди таких людей, мы увидим, что их будет от 2% до 7% от общего населения. Такая же статистика наблюдается практически во всех психиатрических заболеваниях.

Интересно, что люди, страдающие обсессивно-компульсивным расстройством, не испытывали повышенной тревожности, зацикленности на болезни. И это несмотря на то, что все информационные источники постоянно просят соблюдать гигиену и объясняют чем чревато нарушение правил. Однако не у всех людей, страдающих ОКР, есть ипохондрия, и далеко не все ипохондрики обязательно должны страдать ОКР. Это два разных тревожных расстройства. Когнитивные ошибки, исходя из которых люди боятся заболеть, подойдя к кому-то менее чем на два метра – это лишь один из множества видов мыслей-сорняков. И он необязательно присущ людям, которые по 10 раз моют руки, и проверяют, закрыта ли дверь и выключен ли утюг.


Сенсорная депривация


Обратная сторона социальной активности и взаимодействия между людьми во время карантина – это тревожность, которая усилилась из-за отсутствия социальных связей. Существует множество исследований, подтверждающих, что ограниченность пространства и отсутствие внешних раздражителей негативно влияют на человеческую психику. Всевозможные психиатрические заболевания, в том числе, самые тяжёлые – бред, галлюцинации, состояния, подобные шизофрении – начинают проявляться в тот момент, когда человек лишается сенсорных стимулов. И в таких условиях всё то, что генетически заложено в нашей психике, начинает выявляться и усиливаться. Находясь дома, мы окружены множеством стимулов – у нас есть интернет, телевизор, музыка, другие члены семьи, стены и вещи. Но когда все это повторяется раз за разом, изо дня в день, в течение длительного времени, у человека начинается сенсорный голод. Возникает ситуация, когда требуется сменить картинку. И тогда при таком сенсорном голоде проявляется всё то, что заложено в нашей психике и генетике.

В Западном мире и Китае после снятия карантина началась волна разводов именно из-за того, что люди привыкли к ежедневному получению сенсорной информации извне.


Есть версия, что человеку, который живет в просторном доме с большими окнами и хорошим видом, справиться с сенсорной депривацией гораздо проще, чем тому, кто живет в маленькой квартире на первом этаже с окнами, выходящими на стену другого дома. Конечно, комфортные условия для долгого пребывания дома важны. В действительности оказывается, что неважно, какой ширины у вас окна и куда они выходят. Важно то, чем вы заполняете свой внутренний мир. Если человек умеет наполнять себя исключительно внешними стимулами, окон во всю стену во время карантина будет недостаточно. Ведь каждый день человек будет видеть одни и те же деревья, дома, одну и ту же жену или мужа. Чем больше мы заполняем свой мир внутренними стимулами, тем проще нам будет пережить самоизоляцию и чувствовать себя комфортнее в ситуации сенсорной депривации.

В Западном мире и Китае после снятия карантина началась волна разводов именно из-за того, что люди привыкли к ежедневному получению сенсорной информации извне. До пандемии они каждый день утром выходили из дома и шли на работу или учебу и лишь вечером возвращались домой. Из-за карантина они должны были несколько месяцев сидеть дома, большинство людей находились в изоляции с семьей и каждый день видели одних и тех же людей. Из-за этого у них начали проявляться все самые худшие стороны общения с семьей и теми, с кем они находились в изоляции. До этого все конфликты, переживания, тревоги и недоговорённости люди привыкли держать в себе и замалчивать. Во время карантина и изоляции все эти недосказанности волей-неволей начали проявляться. И после снятия всех ограничений люди начали активно разводиться. Не потому что за время изоляции бок о бок они друг в друге разочаровались. А потому что за эти несколько месяцев наружу вышло то, что копилось годами и не прорабатывалось. То же касается и психических расстройств. Для людей, склонных к психиатрическим заболеваниям, карантин стал внешним триггером для выявления того, что было заложено в них генетически.


Тревога за экономическое будущее


Безусловно, карантин вызвал сильнейшую тревогу, депрессию, уныние и страх за экономическое будущее. В Израиле и в некоторых других странах государство оказывало гражданам материальную поддержку. И многим это помогло избежать тревоги и переживаний. И всё равно, даже в таких странах как Израиль, Германия и Америка люди испытывали тревожность из-за своего финансового состояния. Эта тревога появилась даже у тех, кто имеет объемную “подушку безопасности” и может не работать какое-то время. На людях с психическими заболеваниями это тоже серьезно сказалось. Многие из них и до пандемии с трудом могли позволить себе оплатить услуги психиатра и психотерапевта. С наступлением коронакризиса для них это стало огромной проблемой, и теперь очень многие не могут пользоваться помощью специалистов, занятия с которыми нельзя прерывать на длительный срок. Таким людям очень тяжело, особенно в странах вроде России, где государство им не помогает.

Для того, чтобы чувствовать себя хорошо, нам очень важно личное общение, не опосредованное интернетом или телефоном.


У тех, кто владеет собственными бизнесами и производствами к страху за собственное экономическое будущее также добавились переживания за будущее их сотрудников. После начала карантина сотрудники многих компаний просили разрешить им продолжить работу – многим необходимо было кормить не только себя, но и свои семьи. Они начали работать как только у них появилась такая возможность, несмотря на риск заразится вирусом. То есть страх за экономическое будущее оказался сильнее страха перед коронавирусом. Владельцы бизнесов чувствовали на себе ответственность за своих сотрудников и старались им помочь, осознавая, что государство на себя эту ответственность не возьмет.


Трудности онлайн-общения


Карантин выявил одну из главных потребностей человека: необходимость в регулярном личном контакте с разными людьми. Для того, чтобы чувствовать себя хорошо, нам очень важно личное общение, не опосредованное интернетом или телефоном. Психологи, биологи и зоологи уже давно пришли к выводу, что сенсорная система человека первична – с неё начинается развитие мозга. Но никто не предполагал, что она настолько важна. Наша планета впервые за историю нынешней цивилизации попала в ситуацию, когда люди должны находиться вдалеке друг от друга и имеют возможность общаться только посредством интернета. Этот “эксперимент” показал, насколько важны для человека кинестетические сенсорные системы. Какая бы не была качественная видео- и аудиосвязь и какой бы удобной ни была онлайн-площадка для коммуникации, они никогда не передадут всего того, что человек может получить при личном общении.

Ситуация с карантином показала, что потребность в живом общении есть, по-видимому, у всех людей. Но в зависимости от нашего темперамента, характера, личностных качеств, этого живого общения нам требуется чуть больше или чуть меньше. Однако когда его вообще нет или есть одни и те же люди, которых мы видим день за днем, мы чувствуем себя плохо.

Поделиться:

Похожие материалы

Если вы считаете, что вам или вашим близким нужна помощь в лечении, обратитесь в клинику "Мацпен" по электронной почте, телефону или с помощью формы обратной связи.

Свяжитесь с нами

Ваше имя

Для сохранения вашей конфиденциальности,
поле с именем не обязательно для заполнения

  • Телефон

    Телефон обязателен для заполнения!
  • Электронная почта



Расскажите о своем заболевании

  • Пол

  • Возраст

  • Страна проживания

Прикрепите файлы

    Ваше сообщение отправлено

    У меня есть
    вопрос!