Если до 2 лет ребенок не начал говорить, это может быть как особенностью развития, так и опасным признаком какого-то отклонения. Паниковать точно не стоит, но стоит присмотреться: нет ли у ребенка ещё каких-то необычных проявлений.
Также должно насторожить, когда ребенок не только не пользуется речью, но и не применяет словозаменяющие аналоги (звуки, указания руками, кивки головой, взгляды).
Специалисты клиники Мацпен предупреждают, что ненормально, если:
-
в 4-5 месяцев ребенок не обращает внимания на обращенную к нему речь;
-
к 9-10 месяцам не играется со слогами (“вавава”, “мамама” и пр.);
-
к 1.5 годам не произносит простых слов и не понимает простых просьб;
-
в 2.5 года не умеет выстраивать простых предложений и в его словарном запасе менее 20 активных слов;
-
к 3 годам не выстраивает предложения, а больше повторяет услышанные фразы;
-
к 4 годам у ребенка преобладают слова, которые использует неверно или слишком часто и беспричинно повторяет одни и те же слова и фразы. Также должно насторожить, когда ребенок не только не пользуется речью, но и не применяет словозаменяющие аналоги (звуки, указания руками, кивки головой, взгляды).
В первую очередь надо убедиться, что ребенок здоров с точки зрения неврологии и психиатрии.
Если родители заметили у ребенка перечисленные нарушения, то надо обратиться к доктору. Причиной может быть аутизм, поражение головного мозга, недостаточная развитость артикуляционного аппарата, повышенная тревожность. Причины могут быть и внешними: ребенок может стремиться молчать при гиперопеке, завышенным требованиям к нему или отсутствии примеров для подражания (когда родители просто не занимаются обучением новым словам, правильному произношению). Может возникнуть и из-за социальной изоляции – не общаясь с другими людьми, особенно со сверстниками, ребенок теряет мотивацию к речевому взаимодействию.
Мифы об аутизме
В клинике Мацпен для выявления причины задержки речевого развития проводится целая серия обследований. В первую очередь надо убедиться, что ребенок здоров с точки зрения неврологии и психиатрии. Обязательно проверяется слух. Проводятся тесты на аутизм. К диагностике подключается и семейный психолог. При подозрении на функциональные нарушения внутренних органов делается ЭЭГ, исследование сосудов головного мозга, МРТ и КТ головного мозга.