Статьи и видеолекции

Психиатрические заметки на полях фильма «Ученик» Кирилла Серебренникова


Хотя фильм, на первый взгляд, и направлен против религиозного фундаментализма, но каждый видит что-то свое в произведении искусства. Вот и я, занимаясь психотерапией, увидел в главном герое не столько православного фундаменталиста, сколько психически больного человека. Такие пациенты ко мне приезжают со всего света, и всем психиатрам-психотерапевтам-психологам, которые практикуют в «большой психиатрии», такие состояния знакомы до боли.

unnamed.jpg

Главный герой – Вениамин, ученик старших классов средней школы, читает запоем Библию, цитирует ее в самых различных ситуациях, от дома на кухне – маме, до школьного бассейна – одноклассницам. Он начинает применять к себе те максимы, которые с кровью вырывает из Библии; требует их выполнения и от других, от всех без разбора: от матери, друга, одноклассников, учителей, директора школы, школьного священника. Когда кто-то отказывается выполнять религиозные требования Вениамина, он жутко серчает: кричит, дерется, замышляет убийство учительницы и в результате убивает... единственного друга. 

Итак, перед нами, на мой клинический взгляд, расцветает буйным цветом психоз. Психоз – это болезненное состояние неадекватного восприятия реальности и соответствующего неадекватного поведения. Главная характеристика психоза – идея фикс, т. е. бредовая идея, т. е. бред. Бредовая идея – это мысль, которую невозможно опровергнуть по определению. Т. е. с ней невозможно бороться логически, ей невозможно противопоставить ничего, т. к. на больного это никак не действует. Больной живет в своей внутренней логике, в своей внутренней реальности. На свой внутренний взгляд, он прав во всем. Но это только в его внутренней реальности. Это все равно что доказывать, что человек может жить без воздуха и еды. Для здорового человека такая «аксиома» – бред  сивой кобылы. Здоровый человек не может этого принять и поверить, т. к. этого не может быть никогда и противоречит нашей человеческой природе. Во всяком случае на текущем этапе эволюции человека. 

Психоз может сопровождать различные расстройства: шизофрению, паранойю, биполярное расстройство, прием наркотиков. Вполне возможно, что у Вениамина, учитывая его возраст 17-18 лет, развилась параноидальная шизофрения, сопровождаемая манией величия (может лечить наложением рук, только ему открыта истина божья), кажущимися преследованиями (учительница биологии, психолог, его преследует специально), псевдо-философскими идеями (цитаты из Библии, вырванные с кровью). Он отходит от социума, он не понимает иронии, переживаний других людей – они ему безразличны.

Больной в состоянии психоза может быть опасен. Если с ним не согласны или ему сопротивляются, то он должен защитить себя и свои идеи, т. к., по его внутренней логике, на него нападают и хотят перечеркнуть его мысли, т. е. ему не верят, т .е. все против него, т. е. его хотят уничтожить. А защитить себя он может только силой, сначала силой слов, потом –физической. А если защищаться, то «по-всамделишному», по-взрослому, т. е. убить. Отсюда и опасность таких больных. С ними нельзя заигрывать, потакать, в чем-то (или даже во всем) соглашаться, нельзя вести дискуссии, спорить. Теперь посмотрим, что происходит в фильме. Там все ведут себя с подростком с точностью до наоборот.

Учительница-психолог пытается отвечать Вениамину логически, приводя свои цитаты из Библии, в которую она, к слову сказать, и не верит вовсе. Но это Вениамина только озлобляет. Директор и завуч поддакивают ему (крест криво прибит), но это больного только выводит на новые бредовые идеи и поступки. Священник же следует золотому правилу гипноза по Милтону Эриксону: pacing and leading – в чем-то согласись, присоединись к клиенту, а затем уже веди за собой, что батюшка и пытается сделать. Пастырь рад религиозному рвению своего духовного чада и пытается увлечь за собой, но это только озлобляет Вениамина, т. к. церковь не встраивается в его картину мира, она не достаточно свята для него. Друг его очень хочет вылечиться, искренне верит в Вениамина и, наверное, где-то влюблен (для пубертатного периода свойственна латентная и не очень гомосексуальность), но это только вызывает агрессию у главного героя, и он убивает друга.

Где-то в рецензиях я прочитал, что главный герой в своем глазу бревна не замечает, что выглядит он так же убого, как и Гитлер, что конец у фильма слабенький, не искренний. Возможно, с точки зрения искусства, это так. Но с клинической точки зрения, здесь все очень и очень логично. Герой не может видеть себя со стороны, т. к. в психозе критика и самокритика отсутствуют по определению. Живя в своей внутренней реальности, он обязан защитить себя и свои идеи, даже ценой жизни, в данном случае друга, хотя можно и своей.

С ним надо было не спорить, не соглашаться или поддакивать, а лечить. Месяц приема антипсихотического препарата – и ушел бы весь пыл псевдо-религиозного рвения. Еще пару месяцев активной психотерапии – и он развил бы в себе критику, т. е. начал бы замечать те факторы риска, которые могли бы в будущем вызвать психоз и, таким образом, его предотвратить.

На мой взгляд, этот фильм о безалаберном школьном психологе, которая не сумела вовремя заметить ухудшение психического состояния вверенного ей школьника и не смогла  правильно общаться со своим клиентом. О бездушном школьном коллективе, который дружно проморгал психическую болезнь своего подопечного. О задерганной матери, совершенно правильно боявшейся наркотиков, но не знающей, как правильно реагировать на странности сына. О недееспособной системе работы психологов в обществе, которые не могут объяснить матери, как правильно себя вести с ребенком-подростком. Это особенно остро звучит сегодня, когда подростки расстреливают из ружей полицию, а полиция никак не может найти ребенка, грозившего в Сети покончить жизнь самоубийством.


Похожие материалы

Если вы считаете, что вам или вашим близким нужна помощь в лечении, обратитесь в клинику "Мацпен" по электронной почте, телефону или с помощью формы обратной связи.

Свяжитесь с нами

Ваше имя

Для сохранения вашей конфиденциальности,
поле с именем не обязательно для заполнения

  • Телефон

    Телефон обязателен для заполнения!
  • Электронная почта



Расскажите о своем заболевании

  • Пол

  • Возраст

  • Страна проживания

Прикрепите файлы

    Ваше сообщение отправлено

    У меня есть
    вопрос!