Статьи и видеолекции

Дети обеспеченных родителей: проблемы и особенности воспитания


Существует распространенное убеждение, что у детей, растущих в обеспеченных семьях, часто бывают проблемы в поведении и взаимоотношениях с окружающими. Такие дети как будто стараются противостоять своей собственной семье и системе в целом. Конечно, так происходит не всегда и не во всех семьях с высоким достатком, а только тогда, когда родители прививают детям определенные ценностные ориентиры или мало участвуют в их воспитании. Однако и в таких случаях можно исправить ситуацию и, например, обратиться к психологу, чтобы восстановить отношения в семье и повлиять на формирование личности ребенка.


Дети обеспеченных родителей



Вседозволенность и материальные ценности


Очень часто родители, которые росли в условиях бедности, а потом стали зарабатывать большие деньги, стараются обеспечить своих детей всем, чего сами когда-то не получили. Иногда это происходит неосознанно, и взрослые просто позволяют своим детям иметь все, чего им хочется. Переизбыток вещей и приятных легкодоступных развлечений не позволяет ребенку каждый раз чувствовать новизну и получать удовольствие от подарков, путешествий и вкусной еды. А самое главное, такая вседозволенность не дает ребенку разделить эту радость со своей семьей – вместе поиграть в новую игрушку или съесть что-то вкусное с родителями.

В тот момент, когда родители по разным причинам начинают ставить на первое место материальные ценности, а не духовные и семейные, у ребенка могут начаться проблемы поведения.

Избыток материального выходит на первый план и вытесняет самое главное – человеческие отношения. Новая игрушка должна объединять членов семьи, а заказанная пицца – собирать всех вместе за одним столом. В тот момент, когда эта ситуация становится обратной и ребенок постоянно получает все, что хочет, по первому желанию, его личность формируется, в первую очередь, на основе материальных, а не духовных ценностей. У родителей же в этот момент происходит компенсация собственных проблем, идущих из детства.

Еще чаще обеспеченные родители стараются с помощью дорогих подарков и вседозволенности компенсировать недостаток внимания и времени, которое они могут уделять ребенку. Взрослые часто бывают очень заняты своими делами, и у них не остается времени на заботу о детях. Кто-то проводит дни и ночи на работе, кто-то уделяет больше времени встречам с друзьями, а кто-то все свободное время тратит на салоны красоты и фитнес-клубы. Очень часто в таких ситуациях родители стараются восполнить время, которое они не провели со своим ребенком, с помощью подарков и дорогих вещей. Иногда подобная компенсация происходит при помощи нянь и гувернанток, еженедельных заграничных поездок, и дорогих гаджетов. В итоге может оказаться, что у родителей полностью пропадает эмоциональная связь со своими детьми, и они перестают испытывать какую-либо потребность в общении с ними. В тот момент, когда родители по разным причинам начинают ставить на первое место материальные ценности, а не духовные и семейные, у ребенка могут начаться проблемы поведения.



Поведение ребенка и качество отношений в семье


Дети изначально стремятся к близким человеческим отношениям сильнее, чем к чему-то материальному. Атмосфера в семье крайне важна для развития личности и формирования поведения детей. Когда раз за разом ребенок вместо заботы получает вкусный тортик или игрушку, то со временем, примерно в 9-10 лет, у него происходит перестройка системы ценностей. В новых условиях и системе мировоззрения ребенок все равно продолжает искать человеческие взаимоотношения, однако на первое место в его восприятии жизни выходит то, что ему привили в семье в раннем детстве.

Найти проявление внимания и заботы со стороны родителей и окружающих ребенок может в самых разных вещах. Например, начать хулиганить в школе, чтобы родители его ругали и таким образом хоть иногда обращали на него внимание. Или же, если у самих родителей в системе ценностей есть положительное отношение к воровству или хулиганству, они могут за это ребенка хвалить, и тогда он будет продолжать себя так вести, чтобы чаще получать похвалу от взрослых. В этом случае становится совершенно неважно, хвалят ли родители ребенка или наказывают, – таким образом они подпитывают отношения с ним и формируют его поведение.

В некоторых очень обеспеченных семьях жизнь вращается в большей степени вокруг денег: родители постоянно обсуждают при детях финансовые вопросы и то, как больше заработать или извлечь из чего-то выгоду. Если ребенок растет в подобных условиях, он впитывает определенный тип человеческих взаимоотношений и в последствии себя с ним идентифицирует. Конечно, формирование теплых отношений в семье не связано с отсутствием денег, однако некоторые материально обеспеченные люди концентрируют свое внимание в первую очередь на деньгах, работе и развлечениях, а не на отношениях с близкими. Ребенок в условиях таких взаимоотношений может получать недостаточно тепла, любви и ласки и стремиться получить то, чего ему не хватает, в других местах и иногда даже у посторонних людей. Например, он может попытаться стать “крутым” в глазах сверстников и начать употреблять алкоголь или наркотики.



Проблемы образования и элитные школы


Рано или поздно каждый ребенок выходит из домашней атмосферы во внешний мир. Внешняя система ценностей также накладывает отпечаток на его мировоззрение. Большое значение имеет атмосфера, в которой ребенок учится и растет интеллектуально, однако и на это часто влияет семья. Среди молодых людей, которые учатся в университете не по той специальности, которую выбрали самостоятельно, большая часть – дети очень обеспеченных родителей. Так происходит, если для родителей важно видеть ребенка адвокатом или экономистом, и подросток либо не может пойти наперекор решению родителей, либо не осознает наличия других возможностей, и пока не начнет учиться, не поймет, чего он действительно хочет или не хочет.

Ребенку следует учиться там, где особое внимание уделяется развитию его мировоззрения и интеллекта.

Что касается школьного образования, то люди с высоким достатком предпочитают отдавать свих детей в частные элитные школы, чтобы они не учились с “обычными” детьми. В этом нет ничего плохого, если в школе на первом месте стоит уровень образования и человеческие отношения, а не элитарность детей и экономический статус их родителей. Ребенку следует учиться там, где особое внимание уделяется развитию его мировоззрения и интеллекта. Если в частной школе более высокий уровень образования и более здоровая психологическая атмосфера, чем в общеобразовательной, то при наличии средств, конечно, лучше выбрать частную школу.

Как правило, жизнь детей из обеспеченных семей складывается позитивно с экономической точки зрения. Однако для становления ребенка как личности родителям очень важно поддерживать теплую атмосферу в семье и качественные человеческие взаимоотношения, а также прививать ребенку духовные ценности. Конечно, существуют разные обстоятельства, и у взрослых не всегда есть возможности проводить с ребенком много времени и вплотную заниматься его воспитанием. В этом случае родителям очень важно договориться между собой и решить, кто будет заниматься воспитанием ребенка, а кто – зарабатывать деньги. Постоянное внимание и забота даже одного родителя достаточно для полноценного развития и воспитания ребенка.

Поделиться:

Похожие материалы

Если вы считаете, что вам или вашим близким нужна помощь в лечении, обратитесь в клинику "Мацпен" по электронной почте, телефону или с помощью формы обратной связи.

Свяжитесь с нами

Ваше имя

Для сохранения вашей конфиденциальности,
поле с именем не обязательно для заполнения

  • Телефон

    Телефон обязателен для заполнения!
  • Электронная почта



Расскажите о своем заболевании

  • Пол

  • Возраст

  • Страна проживания

Прикрепите файлы

    Ваше сообщение отправлено

    У меня есть
    вопрос!