Бывают случаи, когда при аутизме или синдроме Аспергера у детей проявляются особенные способности в одном или нескольких направлениях: в математике, музыке, рисовании и других сферах. Такое явление называется "савантизм". Обычно савантизм становится заметен у аутистов в возрасте 5-10 лет.
У детей до 5 лет можно увидеть только задатки таких способностей. Некоторые дети начинают рисовать лучше, чем их сверстники, быстро собирают сложные паззлы или запоминают множество диалогов из кино и мультфильмов. Это не означает, что такой ребенок обязательно станет савантом, но на подобные проявления стоит обращать внимание.
У аутистов мозг развивается иначе, чем у обычных детей, и имеет свои особенности.
Есть предположение, что среди известных людей савантами были музыкант Вольфганг Амадей Моцарт, математик Григорий Перельман и физик Альберт Эйнштейн. Дети-аутисты с особыми талантами часто хорошо социализированы и двигаются навстречу обществу. Один из ярких примеров – писатель, математик и специалист в области информатики Дэниел Таммет. Он знает много языков и написал несколько книг о том, как воспринимают мир люди, страдающие аутизмом.
У аутистов мозг развивается иначе, чем у обычных детей, и имеет свои особенности. Одна из основных теорий, объясняющих это, связана с отсутствием апоптоза нейронов. В процессе формирования головного мозга нейроны распределяются определенным образом, занимая места и приобретая функции, заложенные природой. После этого запускается апоптоз – процесс отмирания лишних нервных клеток. У аутистов этого процесса не происходит, и в мозге остается много дополнительных клеток. Когда нейронов, отвечающих за определенную функцию, становится больше, чем нужно, эта функция развивается быстрее и лучше, а другие – медленнее и менее эффективно. Поэтому ребенок-аутист отстает в развитии в одних сферах и начинает проявлять способности в других.
Одна из основных целей лечения аутизма и работы с савантами – не только социализировать таких детей, но и помочь им реализоваться в жизни благодаря своему савантизму. Специалисты стараются вывести детей-аутистов с особенными способностями на максимальный уровень самостоятельного функционирования в обществе и установить правильный вектор развития.